СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 3-8 Задачи художественно-творческого развития детей 2-4 лет 8 Перспективное тематическое планирование во второй группе раннего возраста 9-10 Примерный список детских книг с иллюстрациями известных Художников 11 Список литературы 12-13 2 Пояснительная записка В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы. Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений. В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира. Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С, Мухина B.C.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального 3 образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративноприкладного искусства в эстетической деятельности. Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Основные задачи: 1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. 2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. 3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности. 4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму. 5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности. 6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. 7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира. 4 8.Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я концепции-творца». Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки» Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ: ► принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций; ► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени; ►► принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»; ► принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту; ► принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса; ► принцип развивающего характера художественного образования; ► принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей; ► принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом. Специфические принципы, обусловленные особенностями художественноэстетической деятельности: ► принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом; 5 ► принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов; принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности; ► принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности; ► принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего); ►► принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта; ►► принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений; ► принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа; ► принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости). В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно: 1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей; 2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества; 3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения. Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качест6 вами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом. Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением. 1. Способность эмоционального переживания. Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоциональноэстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направленность. 2.Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художественные умения и в результате - складывается опыт художественнотворческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребёнку 7 самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях. 3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество). В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщёнными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности. Методы эстетического воспитания: ► метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания; ► метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире; ► метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».); ► метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре); ► метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса; ► метод разнообразной художественной практики; ► метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками); ► метод нетривиальных (необыденных) творческих пробуждающих интерес к художественной деятельности; ситуаций, ► метод эвристических и поисковых ситуаций. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия 8 для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Авторская программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» включает систематизированный комплекс учебнометодических изданий и современного наглядного материала (демонстрационного и раздаточного). К учебно-методическим изданиям относятся разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных групп детского сада. Для каждой возрастной группы издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические рекомендации», включающий примерное планирование занятий по рисованию на учебный год и конкретные разработки занятий с иллюстрациями, представляющими варианты образов и композиций, а также основные способы и приёмы создания выразительного образа. К наглядно-методическим изданиям относятся: ►► тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Еловый лес» и пр.); ► дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.); ► незавершённые композиции для выставочных коллективных работ по сюжетному рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.); ► серия альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Фили-моновская игрушка», «Изразцы», «Писанки»). группа раннего возраста Задачи художественно-творческого развития детей 2-4 лет - Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества. - Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения. 9 - Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. - Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию. Перспективное тематическое планирование занятий во группе раннего возраста по изобразительной деятельности ( 2-4 лет) «Рисование палочкой» Тема Программное содержание. Осенний вечер. Украшение блузки. Ветка сирени. Познакомить с рисованием ватной палочкой или пальцем. Развивать чувство цвета и ритма. Прививать любовь к прекрасному. Воспитывать аккуратность при работе с краской. ватной Сентябрь-октябрь 1. 2. 3. 4. «Рисование ладошкой» Ноябрь- декабрь 5. 6. 7. Деревья. Рыбка. Осьминог. Совершенствовать работу руки. Побуждать детей фантазировать и воображать. Расширять знания об окружающем мире. Убеждать детей в том, что их ладошки необыкновенные. Развивать творческое мышление. «Тампонирование» Январь-февраль 8. 9. 10. Ёлки в лесу. Цветы на Познакомит с работой тампона с поляне. использованием трафаретов. Кораблики. Развивать аккуратность при работе с краской. Учить придумывать несложный сюжет. Радоваться полученному результату. «Печатание подручными материалами» 10 Март-апрель 11. 12. 13. 14. Домик (кубики). Узор (печатка). Украсим салфетку. Украсим тарелку. Выяснить использование знакомых бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов. Учить самостоятельно находить и предлагать различные печатки, составлять несложные композиции. Астры в вазе. Подсолнух. На выставке кошек. Поможем зайцу найти друзей. Гусь. Грачи прилетели. Расцвели одуванчики. Пушистые зверята. Цыплята. Продолжать знакомство с рисованием методом тычка: закреплять умение правильно держать кисть; углублять представление о цвете и геометрических формах. Воспитывать любовь ко всему живому. Чудесные превращения кляксы. Создавать условия для свободного детского экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми).Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Развивать творческое воображение. «Рисование методом тычка» май-июнь 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Мастер-классы: «Кляксография» Июль-август 24. 25. 11 Примерный список художников Иллюстрации детских книг с иллюстрациями известных известных художников Васнецов Ю. «Три медведя» Л. Толстого, русские народные песенки в обработке К. Чуковского «Пятьдесят поросят», «Русские народные сказки» из сборника A. Афанасьева, сборники русских народных потешек «Радугадуга» и «Ладушки» Дубинчик Т.«Жили у бабули» по книге К.Д. Ушинского «Родное слово», альбом для рисования«Помаляка», «Колобок» Елисеев А. русская народная сказки в обработке М. Булатова «Лисичка со скалочкой» Маврина Т. Русская народная сказка «Как у бабушки козёл», книжкапотешка «Плетень», «Сказка о золотом петушке» А. Пушкина «Тихие стихи и звонкие песни» В.Петровой, «Один и много» С. Теплюк, «Зайкины истории» 12 Список литературы 1. Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.. 2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Владос-Пресс, 2006. 3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.: Просвещение, 1988. 4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967 5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Академия, 2000. 6. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. -М.: Просвещение, 1999. 7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. 8. Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 9. Копцева Т. Природа и художник. - М.: Сфера, 2000. 10. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы объемного конструирования. - Ярославль: Академия развития, 2001. 11. Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев: радянська школа, 1986 12. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду (программа и конспекты занятий). - М.: ТЦ Сфера, 2005. 13