Цветные лодошки

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

3-8

Задачи художественно-творческого развития детей 2-4 лет 8
Перспективное тематическое планирование во второй группе раннего
возраста
9-10
Примерный список детских книг с иллюстрациями известных
Художников 11

Список литературы 12-13

2

Пояснительная записка
В современной эстетико-педагогической литературе сущность
художественного воспитания понимается как формирование эстетического
отношения посредством развития умения понимать и создавать
художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям
эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в
системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть
сформировано только в установке на восприятие художественных
образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся
как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом
индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и
формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение
мира посредством искусства.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания
детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития
детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная
деятельность выступает как содержательное основание эстетического
отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание
художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического
освоения мира.
Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело к выводу о
взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим
опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов
восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными
средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же,
как всю духовную культуру (Выготский Л.С, Мухина B.C.) и от уровня
владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного
объекта.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного
наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального
3

образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы
социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного
развития средствами разных видов изобразительного и декоративноприкладного искусства в эстетической деятельности.
Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста
эстетического отношения и художественно-творческих способностей в
изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с
помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического
выступает цельный художественный образ как универсальная категория);
интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в
художественную форму.
5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах
детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в
художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
4

8.Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я концепции-творца».
Дидактические принципы построения и реализации
Программы «Цветные ладошки»
Общепедагогические

принципы,

обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ:
► принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания
программы с учётом региональных культурных традиций;
► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного
содержания программы с учётом природных и климатических особенностей
данной местности в данный момент времени;
►► принцип систематичности и последовательности: постановка и/или
корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от
простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к
малоизвестному и незнакомому»;
► принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания
программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
► принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
► принцип развивающего характера художественного образования;
► принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач
художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
► принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой
на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественноэстетической деятельности:
► принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

5

► принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного
развития детей разных возрастов;
принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами
детской активности;
► принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
► принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
►► принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
►► принцип организации тематического пространства (информационного
поля) - основы для развития образных представлений;
► принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов
действий, направленных на создание выразительного художественного
образа;
► принцип естественной радости (радости эстетического восприятия,
чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для
эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а
именно:
1) формирование эстетического отношения и художественных способностей
в активной творческой деятельности детей;
2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного
учреждения.
Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую
систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качест6

вами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение
ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое,
привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное
стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к
оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д.
Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление
ведущих звеньев структуры личности в целом.
Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной)
форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного
развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать
процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей.
Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента,
каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.
1. Способность эмоционального переживания.
Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ,
являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых
художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание
возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных
возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоциональноэстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем
возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется
нравственно-эстетическая направленность.
2.Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к
саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям).
Общеизвестно, что художественный
опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных
видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические
художественные умения и в результате - складывается опыт художественнотворческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в
эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребёнку
7

самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под
руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и
самостоятельно применять в творческих ситуациях.
3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество).
В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная.
Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии
овладения детьми обобщёнными (типичными) и самостоятельными
способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во
всех видах художественной деятельности.
Методы эстетического воспитания:
► метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью
овладения даром сопереживания;
► метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на
прекрасное в окружающем мире;
► метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма,
колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
► метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо
приобщение детей к художественной культуре);
► метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на
формирование эстетического вкуса;
► метод разнообразной художественной практики;
► метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
►
метод
нетривиальных
(необыденных)
творческих
пробуждающих интерес к художественной деятельности;

ситуаций,

► метод эвристических и поисковых ситуаций.
Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной
деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых
представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов
действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия
8

для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей
в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Авторская программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет
«Цветные ладошки» включает систематизированный комплекс учебнометодических
изданий
и
современного
наглядного
материала
(демонстрационного и раздаточного).
К учебно-методическим изданиям относятся разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных
групп детского сада. Для каждой возрастной группы издан отдельный
сборник «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты, занятия, методические рекомендации», включающий примерное
планирование занятий по рисованию на учебный год и конкретные разработки занятий с иллюстрациями, представляющими варианты образов и
композиций, а также основные способы и приёмы создания выразительного
образа.
К наглядно-методическим изданиям относятся:
►► тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их
представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»;
«Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Еловый лес» и пр.);
► дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции и
т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.);
► незавершённые композиции для выставочных коллективных работ по сюжетному рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке», «Праздничная
ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.);
► серия альбомов для детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская игрушка», «Фили-моновская игрушка», «Изразцы», «Писанки»).
группа раннего возраста
Задачи художественно-творческого развития детей 2-4 лет
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного
творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними,
закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям
широту их возможного применения.
9

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным
трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Перспективное тематическое планирование занятий во группе раннего
возраста по изобразительной деятельности ( 2-4 лет)

«Рисование
палочкой»

Тема

Программное содержание.

Осенний вечер.
Украшение
блузки.
Ветка сирени.

Познакомить с рисованием ватной
палочкой или пальцем. Развивать
чувство цвета и ритма. Прививать
любовь к прекрасному. Воспитывать
аккуратность при работе с краской.

ватной

Сентябрь-октябрь
1.
2.
3.
4.
«Рисование
ладошкой»
Ноябрь- декабрь
5.
6.
7.

Деревья.
Рыбка.
Осьминог.

Совершенствовать
работу
руки.
Побуждать детей фантазировать и
воображать. Расширять знания об
окружающем мире. Убеждать детей в
том,
что
их
ладошки
необыкновенные.
Развивать
творческое мышление.

«Тампонирование»
Январь-февраль
8.
9.
10.

Ёлки в лесу.
Цветы
на Познакомит с работой тампона с
поляне.
использованием
трафаретов.
Кораблики.
Развивать аккуратность при работе с
краской.
Учить
придумывать
несложный
сюжет.
Радоваться
полученному результату.

«Печатание
подручными
материалами»
10

Март-апрель
11.
12.
13.
14.

Домик
(кубики).
Узор (печатка).
Украсим
салфетку.
Украсим
тарелку.

Выяснить использование знакомых
бытовых предметов в качестве
оригинальных
художественных
материалов. Учить самостоятельно
находить и предлагать различные
печатки,
составлять
несложные
композиции.

Астры в вазе.
Подсолнух.
На
выставке
кошек.
Поможем
зайцу
найти
друзей.
Гусь.
Грачи
прилетели.
Расцвели
одуванчики.
Пушистые
зверята.
Цыплята.

Продолжать знакомство с рисованием
методом тычка: закреплять умение
правильно держать кисть; углублять
представление
о
цвете
и
геометрических формах. Воспитывать
любовь ко всему живому.

Чудесные
превращения
кляксы.

Создавать условия для свободного
детского экспериментирования с
разными
материалами
и
инструментами (художественными и
бытовыми).Показать новые способы
получения абстрактных изображений
(клякс).
Развивать
творческое
воображение.

«Рисование методом
тычка»
май-июнь
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Мастер-классы:
«Кляксография»
Июль-август
24.
25.

11

Примерный список
художников
Иллюстрации

детских книг с

иллюстрациями известных

известных художников

Васнецов Ю. «Три медведя» Л. Толстого, русские народные песенки в
обработке К. Чуковского «Пятьдесят поросят», «Русские народные сказки»
из сборника A. Афанасьева, сборники русских народных потешек «Радугадуга» и «Ладушки»
Дубинчик Т.«Жили у бабули» по книге К.Д. Ушинского «Родное слово»,
альбом для рисования«Помаляка», «Колобок»
Елисеев А. русская народная сказки в обработке М. Булатова «Лисичка со
скалочкой»
Маврина Т. Русская народная сказка «Как у бабушки козёл», книжкапотешка «Плетень», «Сказка о золотом петушке» А. Пушкина
«Тихие стихи и звонкие песни» В.Петровой, «Один и много» С. Теплюк,
«Зайкины истории»

12

Список литературы

1. Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М.: Эксмо-Пресс,
2002..
2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное
руководство. - М.: Владос-Пресс, 2006.
3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры
ребёнка. - М.: Просвещение, 1988.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 1967
5. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М.: Академия, 2000.
6. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.
-М.: Просвещение, 1999.
7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое
пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
8. Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005.
9. Копцева Т. Природа и художник. - М.: Сфера, 2000.
10. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: основы
объемного конструирования. - Ярославль: Академия развития, 2001.
11. Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев:
радянська школа, 1986
12. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду
(программа и конспекты занятий). - М.: ТЦ Сфера, 2005.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».